16+
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Мария Чалая: «В мае мы придумали, в июне я уволилась, в июле мы открылись»

1 августа 2019 года

Мария Чалая: «В мае мы придумали, в июне я уволилась, в июле мы открылись»

Совсем недавно исполнился год первому смузи-маркету в Ярославле. Основатель «Зеленки» - Мария Чалая рассказала, как из банковского работника стала главным смузи-мейкером, почему в ее заведении работают только веганы и вегетарианцы и как за два месяца превратить идею в рабочий бизнес.

Выбирай.ру: Как ты пришла к тому, чтобы открыть смузи-маркет? Откуда взялась идея? Почему остановилась именно на этом?
Мария: Ранее я длительное время работала в банке и параллельно увлекалась здоровым образом жизни, преимущественно вегетарианством, веганством. Около пяти лет я изучала этот вопрос, экспериментировала со своим питанием и вообще была погружена в эту сферу. Это было как мое хобби, которое мне очень нравилось.
В 2018 году у меня начали зарождаться мысли о том, что возможно мне бы хотелось заниматься чем-то другим, нежели я занималась тогда. Параллельно с этим мне пришла мысль о том, что я хочу, чтобы у нас в городе было подобное место. Тогда было очень жаркое лето, я уволилась с работы, много гуляла и нигде в городе не могла попить обычной воды с лимоном и мятой, без сахара или какого-либо сладкого сиропа. Я хочу просто прийти, взять эту воду и уйти. Мне нужен обычный продукт: чистый и живой.
И мне пришла идея именно в таком виде, в котором она есть сейчас. Маленькое, уютное место, с напитками на вынос и самым главным – полностью натуральным составом. Потом я вдохновилась уровнем развития веганской культуры в других городах и решила, что надо действовать.

Выбирай.ру: Интересно, как ты так резко поменяла банковскую сферу?
Мария: Я в банке я занималась подбором персонала, работала с людьми вплотную. Отбирала их на вакантные должности. Параллельно много увлекалась тем, что мне реально нравится – это полезная еда, веганство, веганская еда.

Выбирай.ру: Почему именно «Зеленка»?
Мария: Зеленое - как синоним здоровое. На самом деле у нас очень мало было вариантов названия. Но я такой человек: мне приходит в голову, мне это нравится, я это беру. Также было и с помещением, в котором мы находимся, к примеру. Мне хотелось, чтобы название было легким, чтобы оно могло легко склоняться и обязательно на русском языке. И «Зеленка» подошла по всем параметрам.

Выбирай.ру: Много ли вложений было? Окупились ли они?
Мария: Сложно судить о первоначальных вложениях, так как первые полгода мы вкладывались непрерывно. Первоначальные вложения были порядка 300-350 тыс. рублей, а общие, наверное, около 400 тыс. рублей.
На данный момент, я думаю, мы уже окупились. Стоит учитывать, что это необычный бизнес, нам не на кого ровняться, не у кого перенимать опыт. Когда мы только открылись, было жаркое лето и в первый месяц-полтора работы мы окупились уже тогда примерно наполовину, потому что был очень большой поток людей. На осень и зиму он спал, но мы все равно работали с прибылью или в ноль. С приходом весны сразу же поток возобновился.
Сейчас наша задача выровнять выручку на протяжении всего года. Потому что смузи это не про лето, он не должен быть холодным как лимонад. Это витамины, фрукты, а они не могут быть ледяными. Ты можешь взять бутылочку и употребить дневную норму по фруктам, овощам и зелени за раз. А осенью и зимой еще нужнее чем летом.

Выбирай.ру: Первоначальные вложения - это кредиты, накопления или какие-то инвесторы?
Мария: У меня были выплаты при увольнении. Это собственные вложения.

Выбирай.ру: Как открылась “Зеленка”?
Мария: В мае у нас зародилась идея и уже в июле того же года мы открылись. Уже в первый день нашего открытия очень много людей обратили внимание на нас. Мы заранее развивали наш Инстаграм для привлечения клиентов. В первый день работы поток был такой большой, что это было шоком для нас и в первую очередь для меня, так как я была за стойкой в этот день. Но все равно в первую очередь это конечно же была радость. Большинство клиентов привлекается за счет Инстаграма.
Зеленка Ярославль
Выбирай.ру: Какие каналы продвижения ты использовала и что больше сработало?
Мария: Инстаграм сработал больше всего. Мы обращаем внимание на таргетированную рекламу, ее запускали раньше довольно-таки часто, сейчас реже. Это дает приток подписчиков, и, как правило, для нашей возрастной категории, для категории по интересам и по возрасту. Это работает - подписчики превращаются в клиентов.
На втором месте был ВКонтакте, на третьем Facebook, который привлекает аудиторию другой возрастной категории. Также мы очень часто сотрудничаем с ВУЗами, были спонсорами в различным мероприятиях, в благотворительных программах.

Выбирай.ру: Какие вообще были сложности? И в создании, и в развитии?
Мария: Если оглядываться назад, то, когда мы только открывались, был огромный адреналиновый запал и супер энтузиазм. Хотелось попасть именно в сезон, в лето, чтобы привлечь как можно больше людей. То есть в мае мы придумали, в июне я уволилась, в июле мы открылись. Параллельно моей работе в банке мы делали ремонт, я ночами придумывала меню, дизайн, логотип. Но весь год, что мы работаем, каждый день мы придумываем что-то новое, совершенствуем, вводим новые стандарты, решаем какие-то вопросы. Постоянно совершенствуем даже самые мелочи, потому что от них зависит весь процесс.
На этапе открытия сложности, наверное как у всех: потратить как можно меньше денег, успеть как можно быстрее, чтобы сделали все вовремя. Больше сложных вопросов было в течение этого года, потому что мы каждый день что-то докручиваем, что возможно надо было делать перед открытием, но, как по мне, так лучше уже докручивать, когда процесс был запущен. Лучше запуститься и где-то совершенствоваться, чем бесконечно гнаться за идеалом.

Выбирай.ру: Какой у тебя персонал? Сколько человек работает?
Мария: Сейчас у меня есть три сотрудника, которые работают за стойкой, человек, который доставляет фрукты и овощи, и я.

Выбирай.ру: А сотрудники веганы?
Мария: Никто из сотрудников не ест мясо, несколько сотрудников - веганы. Это не было критерием приема на работу. Некоторые люди употребляли мясо и пищу животного происхождения, но это ушло из их жизни в процессе работы.

Выбирай.ру: Как вы отметили День рождения?
Мария: У нас был пикник, каждый из нас принес веганской еды. У нас были рыбные бургеры с соусом тар-тар, цветная капуста и супер брауни от моего сотрудника Жени. У нас был non alcoholic vegan ужин.

Выбирай.ру: Смузи-маркет в Ярославле - это уникальная концепция. Но все равно есть какие-то заведения, пропагандирующие веганство или здоровое питание. Кого ты считаешь своим конкурентом?
Мария: На самом деле я даже не задумываюсь о конкуренции. Есть похожие на нас люди, но я считаю, что они не конкуренты, а, наоборот, соратники. Потому что наша цель – это продвижение вегетарианства и веганства в массы. Например, такая мысль: «Попробуй смузи. Он вкусный? Вкусный. Представляешь, он веганский. В нем нет молока, сахара, но тебе же вкусно». И поэтому я о конкуренции не думаю вообще, а думаю о том, что мне надо делать, чтобы развивать компанию и как продвинуть это в массы, чтобы люди поняли и приняли то, что мы несем.

Выбирай.ру: Какие планы на будущее?
Мария: Прежде всего, быть внесезонным бизнесом. Чтобы это не была только летняя история. И масштабирование компании - нужно выходить за пределы Ярославля.

Выбирай.ру: А что вы планируете делать зимой, чтобы выровнять поток?
Мария: Во-первых, мы планируем запустить собственную службу доставки. Во-вторых, будут продукты из зимнего меню, возможно что-то теплое, и также хотим запустить свои детокс программы.

Выбирай.ру: Нет в планах расширения меню до еды?
Мария: У меня есть это в мыслях. Веганской еды в Ярославле мало, но, чтобы это сделать, нужно очень много работать.
Зеленка Ярославль
Выбирай.ру: Ты не думала о поставках в магазин своей продукции?
Мария: Пока что у меня амбиций погружения в розничную сеть нет. У меня есть мечта, придумать какой-нибудь продукт, который пошел бы в розничную сеть, но я думаю это будет не смузи.

Выбирай.ру: Что тебя вдохновляет?
Мария: Меня вдохновляют люди. Раньше это были клиенты, сейчас же меня вдохновляет моя команда, мне очень повезло с этими людьми. Хорошего специалиста можно воспитать, слепить, чтобы он был хорошим сотрудником. А хороших людей мало, но мне повезло.

Выбирай.ру: Какой совет ты бы могла дать тем, кто задумывается открыть свое дело?
Мария: Реалистичный совет. Не нужно создавать иллюзий по поводу своего дела. Это не просто. Это очень сложно. Если ты супер любишь свое дело, готов жертвовать собой, благами, развлечениями, готов никуда не уезжать первые годы, то да, стоит начинать, потому что если не любишь, то ничего не получится.

Еще больше вдохновляющих историй в нашем новом спецпроекте!


↑ Сейчас
Мария Чалая: «В мае мы придумали, в июне я уволилась, в июле мы открылись»
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года
5 маршрутов для путешествий из Ярославля на автобусе

Лето - пора путешествий. Но иногда нет возможности уехать в теплые страны или вообще покинуть город больше, чем на сутки. Для смены обстановки Выбирай.ру предлагает вам 5 маршрутов для коротких путешествий из Ярославля на автобусе, не требующих много времени и усилий.

15 июля 2019 года