10 января 2019 года
2019 год для ярославского джаза будет ознаменован несколькими круглыми датами. В марте исполнится 45 лет Джазовому центру (клубу любителей джаза), 40 лет со дня проведения первого фестиваля «Дни джаза» и 30 лет с того момента, когда фестиваль «Джаз над Волгой» стал международным. «Выбирай. Ру» встретился с директором и художественным руководителем Джазового центра Игорем Гавриловым и вспомнил, как все начиналось.
Игорь Вячеславович, у ярославского джаза есть своя точка отсчета?
Конкретную точку отсчета назвать сложно. В 1960-е годы были люди, которые интересовались джазом как любители. Информации в то время было мало, лишь немногочисленные вырезки из зарубежных коммунистических газет, которые переводились на русский язык, да «Голос Америки». Но музыка уже появлялась на зарубежных пластинках, которые проникали в СССР, минуя все кордоны. Мы, любители джаза, собирались и говорили о нем, но эти встречи не были организованными.
И.В. Гаврилов
Как узнавали об общем увлечении друг друга?
В основном через общение с вузовскими друзьями. Параллельно в городе были музыканты, которые слушая джаз, записывали музыку с радиоприемников на ноты, а потом пытались это сыграть. В это же время по стране гастролировали коллективы, играющие, как правило, по одной джазовой пьесе во время своих концертов.
В наш город приезжали известные широкой публике имена?
Конечно! Большим праздником в то время был приезд оркестра Олега Леонидовича Лундстрема. Немногим позже, в 1967 году, в Ярославле выступал оркестр «ВИО – 66» (вокально-инструментальный оркестр) под руководством Юрия Сергеевича Саульского. В то время за роялем у него сидел Игорь Бриль, на саксофоне играл Алексей Козлов… Были и другие известные музыканты, например, Георгий Гаранян. В вокальной группе оркестра выступала и хорошо известная Валентина Толкунова. Я старался не пропускать такие мероприятия.
В.Сизов (tb), Н.Сизов (tb), С.Кузнецов (cl), 1984 год
Также проводились концерты околоджазовых музыкантов, которые проходили в ресторанах. Например, в «Москве», «Солнечном» и «Медведе» играл ансамбль гениального саксофониста Геннадия Комарова, а в «Волге» и в «Угличе» - ансамбль тромбониста Владимира Сизова. Официанты не любили, когда проводились такие мероприятия, потому что люди приходили туда слушать музыку и практически ничего у них не заказывали.
В начала 1970-х вы с единомышленниками сумели организовать концерты на больших площадках. Расскажите, как это удалось?
В 1970 году известный фанат и знаток диксиленда, тромбонист и педагог Владимир Николаевич Сизов познакомил меня с ветераном ярославской джазовой сцены Станиславом Александровичем Кашириным и сказал, что появилась возможность открыть в клубе «Гигант» первый в СССР абонемент «Джаз и песня на современной эстраде».
Для того, чтобы наша идея воплотилась в жизнь, был приглашен известный музыковед- джазовед Владимир Борисович Фейертаг, даже сейчас он остается ведущим наших фестивалей. Владимир Борисович приехал, я показал ему город, после чего мы отправились на встречу с директором клуба «Гигант» Робертом Ивановичем Киселевым. Директор нашу идею одобрил, хотя, насколько мне известно, через некоторое время «наверху» ему за это попало.
В.Б. Фейертаг
Сколько концертов разрешили провести?
С сентября 1971 по май 1972 года в рамках абонемента «Джаз и песня на современной эстраде» прошло 12 аншлаговых концертов, 7 из которых официально были джазовыми. На них выступали известные музыканты: Владимир Сермакашев, Виталий Клейнот, Иосиф Вайнштейн, Валерий Пономарев и другие. В то время «Гигант» вмещал 1200 мест, по акустике он был одним из лучших в городе.
Диксиленд В. Сизова. г. Ярославль
Завершением абонементного цикла стало выступление одного из лучших биг-бэндов мира под управлением трубача Thad (Thaddeus Joseph) Jones и барабанщика Mel (Melvin) Lewis (Sokoloff). До сих пор остается загадкой, как всесильный в то время Госконцерт нашел на карте СССР наш город и вставил его в маршрут этого великолепного оркестра!
Выступления прошли во Дворце спорта Ярославского моторного завода «Торпедо», который к тому моменту уже имел железную крышу. Аппаратуру для концертов предоставил руководитель эстрадного оркестра «Радуга» из Рыбинска Аркадий Шацкий.
Почему концерты в «Гиганте» временно прекратились?
Несмотря на то, что абонемент прошел великолепно, директора клуба стали прессовать. Сам он нам этого не говорил, но мы узнали по своим источникам. Но джазовые выступления не исчезли, мы просто взяли паузу. Радушно распахивала свои двери для нас Областная библиотека имени Некрасова. А знаковым стал 1974 год, ибо с этого времени (по признанию не только жителей нашего города), начался некий связный период, позволивший нам гордиться Ярославлем, как одним из крупнейших джазовых центров в стране.
(Продолжение следует)
Фото: Павла Корбута и из архива И.В. Гаврилова
Мы с огромным удовольствием выслушаем и вашу. Свяжитесь, пожалуйста, с нашей редакцией по почте avd@manplat.ru.
С уважением,
Ярославль.Выбирай.ру