31 января 2019 года
В 1970-х в «Гиганте» работала Студия традиционного джаза под руководством фаната и знатока диксиленда, тромбониста и педагога Владимира Николаевича Сизова. Но музыкантам хотелось играть и в других местах.
Во второй части нашего интервью Игорь Вячеславович вспоминает, как договаривался о проведении джазовых концертов в ярославских ВУЗах, которых в то время было всего четыре.
- Наверное, в девяти из десяти Ваших интервью журналисты цитируют заезженную фразу: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». В те годы многие относились с опаской к этому жанру музыки?
Было на слуху высказывание великого пролетарского писателя Максима Горького о том, что джаз – это «музыка толстых». Поэтому на концерт музыки, бывшей в то время у нас синонимом свободы и демократии, легче было завлечь студенческую аудиторию.
В то время культурным досугом в учебных заведениях ведал комсомол. Поэтому мы пришли договариваться о дате и месте проведения концерта в комитет комсомола университета к его секретарю Георгию Петрову.
- Когда и где должен был состояться концерт?
Концерт был назначен на 13 марта 1974 года в актовом зале ЯрГУ на Красной площади. Мне выпала честь быть ведущим этого мероприятия.
- А что такое, в Вашем понимании, ведущий джазового концерта в СССР?
Это человек, который должен не нарушая программы, давать разъяснения слушателям о том, что джазовая музыка – это не «музыка толстых». В этом преуспели такие видные музыковеды страны, как Владимир Борисович Фейертаг, Алексей Николаевич Баташев, Леонид Борисович Переверзев, Аркадий Евгеньевич Петров, Ефим Семенович Барабан и другие. Поэтому к мероприятию шла активная подготовка, штудировалась вся немногочисленная (на тот момент) литература.
Художественный руководитель филармонии Юрий Александрович Евсеев и Игорь Вячеславович Гаврилов
Придя в ЯрГУ, мы удивились: зал был полон! Этого мы, честно говоря, не ожидали. Начался сам концерт: сперва был диксиленд, потом биг-бэнд, затем комбо (малый состав) под руководством студента Ярославского медицинского института саксофониста Александра Сташенко и, в конце концов, вновь биг-бэнд.
- После концерта в университете Вы стали думать и о других подобных выступлениях?
Тогда у нас был полный контакт со зрителем. Мы увидели воочию, что зритель правильно чувствует музыку, и когда закончился концерт, появилось ощущение того, что нам жалко бросать такого слушателя. У меня инстинктивно вырвались слова (которые, кстати, изменили и мою жизнь): «Кто хочет, чтобы джазовые концерты и далее проходили в нашем городе, кто хочет, чтобы в нашем городе проходили фестивали джаза, кто хочет, чтобы в Ярославле был джаз-клуб, - прошу остаться!». После чего мы с музыкантами ушли из зала.
- Что было дальше?
Вернувшись, увидели, что в зале осталось более ста человек! Тогда мы попросили всех переписаться на листочках бумаги. К радости будущих исследователей истории джаза, эти списки сохранились и, надеюсь, будут когда-нибудь выставлены в музее. Мы же тогда пообещали публике, что на следующем концерте, который пришлось запланировать на ходу, доложим свои мысли по продвижению создания джаз-клуба.
Помню, что весь следующий день на работе я провел в раздумьях: что дальше делать с этими самыми списками пожелавших открытия в Ярославле джаз-клуба? Хорошо, что у нас была информация о том, как это происходит в некоторых других городах. Мы имели представление об уставах подобных объединений и о том, что преобладающее большинство джазовых клубов поддерживалось (хотя бы формально) местными комитетами ВЛКСМ. Поэтому я знал, что надо обращаться в наш горком комсомола.
Захватив вышеуказанные списки и уставы джаз-клубов, я пошел в Ярославский горком партии на улице Трефолева. В приемной девушка-секретарь спросила, кого мне надо? Но я не знал, кто в горкомах отвечал за джаз. Повисла пауза, после которой девушка решила, что мне надо ко второму секретарю горкома Владимиру Хрящеву. Я зашел, представился, объяснился, зачем пришел…
- Хрящев вообще понял, чего вы от него хотите?
Он долго смотрел на принесенные списки и уставы клубов. Сейчас я понимаю, что тот визит для него был, мягко говоря, встречей с человеком из другого мира. Тогда я добавил, что мы собираемся провести второй концерт и необходимо дать ответ людям, выразившим желание открыть джаз-клуб. Это совсем смутило Владимира Никитича.
- Что в итоге решили?
Пришли к консенсусу: пока мы готовим этот второй концерт, он подумает, посоветуется с коллегами. Потом мы с ним снова встретимся и к чему-то придем.
Тем временем мы решили провести второй концерт Студии традиционного джаза в мединституте. Мы с Владимиром Сизовым поехали в 5 корпус медицинского института (на углу Чехова и Чкалова), где увидели большое количество студентов в громадной аудитории, удивительно неприспособленной под какие-либо концертные акции. Но, все же, решили провести в этом зале концерт. Он по своей структуре и программе очень походил на предыдущий в ЯрГУ. Но у меня, как у ведущего, теперь была некая новая идея: кроме представления музыкантов и пьес надо было дальше развивать мысль о джаз-клубе.
- На этом концерте наверняка были люди с первого выступления в ЯрГУ?
Именно так! Прием был чудесный! В конце концерта мы сообщили зрителям, что идея джаз-клуба не умерла, идет поиск способа, как все узаконить. Было предложено собрать дополнительно подписи присутствующих – желающих открытия джаз-клуба в Ярославле. Мы их собрали.
- Этот список также сохранился?
Конечно. И опять, как и в первый раз, на следующий день был поход в горком комсомола, где меня познакомили с первым секретарем горкома комсомола Владимиром Гублевым. Этот очень приятный человек по своим манерам был большим дипломатом: старался на словах никому ни в чем не отказывать. Правда, менее чем через год он перешел на работу в другие структуры. Но даже он не смог нам дать четкий ответ на извечный вопрос: что делать? Это уже теперь понятно, что во время своих встреч со старшими товарищами из КПСС, он получал рекомендации не очень-то идти нам навстречу.
- Другие ответственные лица поступали так же?
- Продолжайте делать концерты, а там что-то придумаем, - говорил и Владимир Хрящев. Мы стали готовить третий концерт. Теперь уже в актовом зале пединститута, который больше подходил для выступления. Но атмосфера во время концерта была не такой жаркой, как в университете и мединституте.
Мы начали планировать проведение постоянных концертов с привлечением и других ярославских ансамблей, а параллельно шли бесконечные беседы в городской комитет комсомола с объяснениями, что мы наши, советские люди. И что мы также любим Родину.
Оркестр под управлением В. Тихонова, за роялем В. Сахаров 1974 год
Продолжение следует
Фото из личного архива И.В.Гаврилова и ярославского Джаз-центра.