Балет в 2-х действиях, пяти картинах, с прологом и эпилогом.
Еще детьми в хореографическом училище Наталия Касаткина и Владимир Василёв участвовали в «Щелкунчиках» Большого театра. Юные танцовщики поняли уже тогда: далеко не все детали сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вошли в балет.
Традиционный балет «Щелкунчик» выстроен по канонам 19 века: центральное место в нем отводится хореографии, а сюжет отходит на второй план. Весь первый акт занимает новогодний праздник: сначала танцуют дети, затем гости, потом родители, бабушка и дедушка… Причем, танцы по большей мере бытовые, с элементами пантомимы. Пиршество хореографии происходит только в финале, на свадьбе Мари и Принца.
В своей версии балета «Щелкунчик» Касаткина и Василёв постарались оживить гофмановский сюжет, характеры и атмосферу, бережно сохранив хореографические шедевры. Постановщики сосредоточились на истории Мари, главной героини сказки Гофмана. Детство девочки окружено любовью: от влюбленной старшей сестры Луизы и ее жениха Ганса до бабушки и дедушки, которые пронесли свое трогательное чувство через всю жизнь. В волшебную новогоднюю ночь Мари прощается с миром детства и оказывается на пороге юности, с новыми надеждами и первой любовью в сердце.
Традиционный «Щелкунчик» заканчивается происходящей во сне свадьбой Мари и Принца, но у Касаткиной и Василёва история на этом не заканчивается. Мари просыпается и понимает: что-то навсегда изменилось в ней в эту волшебную ночь. И тут крестный Дроссельмейер приводит в гости своего племянника, который почему-то ужасно напоминает Принца из сна Мари. Молодые люди завороженно идут навстречу друг другу… Занавес!